Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Появилась надежда, что регионы найдут более устойчивую опору в собственных налоговых источниках.

В политклубе "За конструктивное сотрудничество" еженедельно проводятся заседания за "круглым столом" с участием представителей исполнительной, законодательной власти области, руководителей общественных организаций, политических партий и движений области.
На этот раз 4 июля участники "круглого стола" обсуждали вопрос "О Бюджетном послании президента Федеральному Собранию. В серьезном разговоре приняли участие эксперты: заместитель начальника главного финансового управления Сахалинской области Елена Рудова, депутат Государственной Думы от фракции "Единство" Евгений Галичанин. По их словам, в этом году бюджетное послание президента Федеральному Собранию ждали с особым интересом. Многие надеялись, что найдут продолжение дискуссии о темпах роста экономики между экономистами из Кремля и из Белого дома. И нашли. Послание ставит точку в этих спорах, однако, более похожую на многоточие.
В ходе обсуждения выяснилось, что это документ качественный, в котором нет ни одной количественной цифры, будь то в рублях или в процентах, в том числе, показателей роста. "Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности...", - говорится в документе. Из сказанного можно понять, заявили участники политклуба, что аргумент правительства о вредности рывков принят, также принята во внимание и активность правительства по поиску источников ускорения. Весьма характерно, что нет никаких упоминаний о неоднократно возникавшем в прежние времена бюджете развития. Вторая проблема, нашедшая свое плавное решение, - вопрос о правовом статусе финансового резерва - его предложено разработать в Бюджетном кодексе. Вопрос переместился из среды жестких политических баталий в русло спокойной законодательной работы.
В послании предложено законодательно оформить отмену этих так называемых не финансируемых " В послании есть новшество: предложено окончательно отказаться от практики проведения налоговой реформы "с колес". Президент настаивает на том, чтобы фискальные идеи вносились в Государственную думу не позднее первого квартала. Таким образом, при верстке бюджета все ветви власти будут иметь четкое представление, откуда и кому пойдут налоговые деньги. Что же касается льгот от государства, предусмотренных Федеральными законами начала 90-х годов и так ни разу и не полученных, то, похоже, придется на них поставить крест. С 1997 года при каждой верстке федерального бюджета непременно замораживали действие длинного ряда законов, вводивших некогда льготы, просто потому, что у государства нет денег. В послании предложено законодательно оформить отмену этих так называемых не финансируемых "федеральных мандатов" и забыть их. В послании предложено зафиксировать "разграничение налоговых полномочий и источников доходов" на длительный период, то есть завершить поиск компромиссов в межбюджетной сфере и записать его на бумаге. Следует ожидать, что дальнейший передел доходных источников в пользу федерального центра будет приостановлен. И регионы найдут более устойчивую опору в собственных налоговых источниках, а не только в федеральных дотациях. Послание предусматривает, что теперь не будут приниматься решения по федеральному бюджету, которые потребуют расходов от региональных бюджетов, не раздумывая, откуда регионы возьмут деньги. Записано и другое: регионы, принимая бюджет, должны заложить изменения тарифов естественных монополий. Благо об их планах и планах правительства регионы могут узнать, открыв "Российскую газету".
Участники "круглого стола" приняли рекомендации, в которых ратуют за прекращение централизации доходов на федеральном уровне. Нормативы отчислений от регулирующих налогов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации рекомендовано законодательно закрепить на долговременной основе - не менее чем на 5 лет, в пропорциях: одну половину - федеральному бюджету, другую - бюджетам субъектов Федерации. Основная задача бюджетной политики государства, определенная президентом на 2003 год, - способствовать росту деловой активности, отмечается далее в рекомендациях.
В то же время, существующая практика ежегодного межбюджетного регулирования на уровне федеральном этому не способствует. Растущая каждый год централизация доходов бюджета на федеральном уровне за счет увеличения нормативов отчислений от регулирующих доходов в федеральный бюджет за счет соответствующего уменьшения отчислений в бюджеты субъектов Федерации не стимулирует последних к тому, чтобы они принимали меры к увеличению налогооблагаемой базы. Таким образом, нет стимула к развитию экономики и деловой активности на своей территории.
Закрепление нормативов отчислений для субъектов Федерации на долговременной основе в ранее существующей пропорции - 50 процентов федеральному бюджету и столько же - бюджетам субъектов Федерации - по мнению участников "круглого стола", устранит это противоречие. Более того, оно даст возможность перспективному планированию, что является одной из основных задач бюджетной политики, предложенной президентом на следующий год.
Рекомендовано включение таможенных платежей в число доходов, отчисления от которых передаются субъектам Федерации. Дело в том, что в настоящее время эти платежи полностью исключены из бюджетного регулирования и в полном объеме поступают в федеральный бюджет. Это особенно пагубно отражается на приграничных регионах, таких как наша, Сахалинская область. В связи с высокими транспортными расходами и отдаленностью от центра большая часть товарооборота в области связана не с центральными регионами страны, а со странами восточной Азии.
Предлагается также утверждение на федеральном уровне минимальных государственных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг. Непринятие в течение уже многих лет указанных нормативов порождает большие противоречия между всеми уровнями власти в процессе межбюджетных отношений, свободного толкования отдельными муниципальными образованиями понятия "минимальный бюджет" без учета реальных возможностей доходной части как непосредственно их бюджетов, так и бюджета субъекта Федерации и даже страны в целом.
Установление единых для всей страны нормативов финансовых затрат позволит формировать все бюджеты с учетом гарантированных государством минимальных бюджетов, как это и предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации. В то же время область практически ничего не получает от того экспорта и импорта, которые занимают большую часть в экономике региона, что также не может стимулировать органы власти субъекта к усилению деловой активности, ориентированной на внешнеторговые операции.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009