Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Этот странный, странный "неуд"

Информация о том, что областная дума поставила неудовлетворительную оценку разработанному комитетом экономики области прогнозу социально-экономического развития области на 2006 год прошла уже по многим СМИ. Мол, "документ неконструктивен, и не отвечает главной цели разработки прогноза - росту благосостояния жителей области". И действительно, цифры не ахти: предполагается спад производства в некоторых отраслях, несколько вырастет безработица, замедлятся темпы роста реальных доходов граждан, население области будет по-прежнему уменьшаться и так далее. Словом, не слишком хороший прогноз, из чего был сделан неизбежный вывод о плохой работе нашей областной исполнительной власти.
Поначалу повелся было на эту логику и автор. Но вдруг задумался. А ведь что-то уж больно, граждане, мы с вами не последовательны. Ведь еще пару лет, да что там, еще год назад, претензии были совершенно противоположного свойства. Все кому не лень ругали власть за то, что она перехваливает свои успехи, и из Москвы наши острова видятся "раем", в результате чего федеральное финансирование падает, и мы остаемся на бобах. А теперь вот со стороны администрации области сказаны честные и точные слова о том, что "золотого дождя" не будет, что ситуация в экономике и социальной сфере все еще очень непростая, и что же? "Неуд".
Странно. Ну, разве кто не знает, что следующий год будет "не лососевый", а следовательно уловы и прочие показатели рыбаков будут ниже, чем в нынешнем году? И то, что ситуация в рыбной отрасли всей страны в целом остается нестабильной, и корни этого лежат в Москве?
Или то, что развитие угольной отрасли ограничивается узостью транспортных коридоров?
А разве является открытием, что инвестиционная привлекательность лесопромышленного комплекса в силу наших географических особенностей чрезвычайно мала, из-за чего он регулярно сбрасывает обороты?
А разве то, что смертность в области будет превышать рождаемость, это от особой зловредности наших руководителей? Это общероссийская тенденция, переломить которую, увы, до сих пор не удается и в регионах, даже более благополучных, чем Сахалин.
И размер средней пенсии в 3755 рублей, это не местная придумка, а столичная, где размер этой пенсии и обозначают.
Нефть? Да, но рост ее добычи и запланирован. Только давно уже известно, что эта нефть не наша, и нечего на нее заглядываться.
Впрочем, перечислять можно долго. И совершенно непонятно, отчего же у кого-то появилась уверенность, что со следующего года мы должны зажить необычайно хорошо? Кто обещал экономическое чудо? Есть какие-то свои прогнозы и расчеты? Ну, так стоило бы их обнародовать. Однако вряд ли. Их попросту нет в природе. За исключением, может быть, неких общих размышлений, типа - а вот хорошо, если бы…
Об этом, собственно, свидетельствует и тот факт, что если прогнозу социально-экономического развития депутаты поставили "неуд", то тесно связанный с ним проект бюджета следующего года приняли без особых возражений. Хотя по нему пошуметь и стоило бы (Шум, конечно, был, но так, скорее, для внутреннего пользования). А все потому, что бюджет - документ конкретный. Если говорите - куда надо направить деньги, то говорите и откуда их взять.
Может быть, составители прогноза и несколько поосторожничали в своих оценках социально-экономического развития области, хотя, кстати, по каждому варианту предлагался как пессимистический, так и оптимистический вариант. Но это, как думается автору, следствие того, что все отчетливее начинает у нас работать старая, давно известная система: перевыполнишь - жди наград, а не выполнишь - партбилет на стол. От того-то и не стоит брать на себя повышенные обязательства.
Да и денег, если ты не кичишься богатством, дадут все-таки побольше.
Во-первых, вырастут безвозмездные поступления в бюджет из федерального центра и составят 3,221 миллиарда рублей.
А во-вторых, в представленном в Думу прогнозе развития наличествует подробная роспись федеральных программ, на которые никто особо внимания не обратил. А ведь за их счет в нашу область должны поступить значительные федеральные средства - бюджетные заявки сделаны на 4,15 миллиарда рублей. И это без учета тех, что придут по национальным проектам. (Фонд же развития Сахалина за счет собственных средств области удалось сформировать только в сумме 568 миллионов рублей). И среди этих программ не только достаточно широко обсуждаемая Курильская. По "Экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Забайкалья" предполагается реконструировать таранайский рыбоводный завод, продолжить модернизацию Южно-Сахалинского аэропорта, аэропортов "Оха" и "Зональное", продолжить газификацию юга посредством анивского газа, реконструировать водозаборные сооружения и системы канализации в Хомутово, начать возведение педиатрической больницы в Ногликах. А есть еще программа "Модернизации транспортной системы России" - по подпрограмме "Гражданская авиация" заявлено 1,076 миллиарда, по программе "Автомобильные дороги" - 1,075 миллиарда рублей, программа "Жилище", "Развитие малочисленных народов Севера" и так далее…
Губернатор, помнится, и озвучивал такую задачу - вернуть в область максимум перечисляемых в центр средств.
Другое дело, насколько все эти федеральные обещания будут профинансированы.
Но штат московского представительства области - 17 человек, а куратором программ регионального развития Дальнего Востока в правительстве намерен стать не кто иной, как Ф. И. Сидоренко. Как говорится, и карты в руки.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009