Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Почти год Сахалинская железная дорога использует общесетевые тарифы на грузовые перевозки

Через месяц исполнится год, как Сахалинская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" - работает в равных условиях с другими дорогами, то есть без повышающего коэффициента "три" на все грузовые перевозки. И судя по всему, работа в столь жестких условиях удалась.
Напомним, что повышающий коэффициент "три" на все грузовые перевозки был введен на СахЖД еще в пятидесятые годы прошлого столетия, и был призван в известной мере компенсировать высокие эксплуатационные издержки, которыми отличалась островная дорога от всех других на сети. Многие годы администрация Сахалинской области при поддержке СахЖД пыталась решить этот вопрос на самом высоком уровне - в МПС, правительстве. И только с началом реформ на российских железных дорогах, с образованием ОАО "РЖД" произошли реальные подвижки в решении этой проблемы.
К середине лета 2004 года Правлением Федеральной службы по тарифам было поддержало предложение ОАО "РЖД" об изменении тарифообразования на Сахалинской железной дороге. А ближе к концу года решением ФСТ повышающий коэффициент "3" к тарифу Прейскуранта номер 10-01 на СахЖД был отменен. Итак, с 1 января 2005 года на островной магистрали начали действовать общесетевые тарифы. По мнению многих, эта мера без особых проблем должна была привлечь рыбную продукцию, лесные и прочие грузы на железную дорогу.
Но не все оказалось так просто. Обещанные рядом областных департаментов объемы грузов - лес, рыба - так и не достигли желаемого уровня. По сути, получилось по известной поговорке "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Впрочем, железнодорожники не в обиде.
Планом на 2005 год намечено погрузить 3,362 млн. тонн различных грузов. И судя по всему, задание будет выполнено. Как уже не раз отмечалось, более половины всего объема погрузки занимает на СахЖД уголь. Данный род груза хоть и не является высокодоходным, но стратегически важен для работы областного ТЭК. За 11 месяцев дорога отгрузила 1591 тысячу тонн (128% к 2004 году). Еще совсем недавно уголь на Сахалин завозился с материка, сегодня для нужд островитян используется местное топливо, и СахЖД перевозит основные его объемы.
С начала года, когда начали действовать общесетевые тарифы, на СахЖД в определенной мере испытывали некоторые трудности. В конце концов, дороге удалось ликвидировать отставание по погрузке отдельных видов высокодоходных грузов - лес, рыба, оборудование, машины и т.д. Например, за 11 месяцев прошлого года дорогой отгружено 15 582 тонны рыбы, а в текущем - 27 343. Положение с лесом поправляется не так скоро как бы хотелось, но по некоторым расчетам до конца года отставание будет ликвидировано. За 11 минувших месяца погружено 98 тысяч тонн.
Сегодня основную долю лесных грузов к перевозке по железной дороге предъявляет лишь ООО "Сахалин-Тройка", при этом в регионе подобного уровня предприятий не меньше десятка. Так что определенные надежды пока остаются…
Нефтепродукты: отгружено 71 тысяча тонн, или 170% к 2004 г. Именно на примере предприятий "Сахалинморнефтегаза", активизировавшихся на перевозке наливных грузов с начала отмены "тройки" следовало поучиться некоторым сахалинским отправителям, так долго подсчитывающим собственную выгоду. Погрузка металлолома - почти 14 тысяч тонн, или 143,6 % к 2004 г. Метизы - 37 тысяч тонн (129 %). Оправлено грузов в контейнерах - 64,8 тысячи тонн (185,6 %). Строительные грузы - 873,5 тысячи тонн, или 157,4 % к уровню прошлого года. Перевозка черных металлов, машин и оборудования в текущем году возросла практически в два раза.
Вопреки мнению скептиков, коллектив дороги не стал почивать на прежних лаврах, а принялся изыскивать дополнительные объемы грузов, чтобы восполнить очевидные финансовые потери. Кстати, в среднем по году дорога после отмены повышающего коэффициента "три" будет терять, как минимум, полмиллиарда рублей. Что будет через год, или два покажет время. Пока ясно одно: надо работать - и прежде всего с клиентурой, и несмотря на известные трудности - поскольку интересы клиента должны быть важнее собственных. Судя по основным приведенным результатам, Сахалинской железной дороге это удается.
Пресс-секретарь СахЖД - филиала ОАО "РЖД"

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009