Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Городской транспорт Южно-Сахалинска на грани кризиса

Ситуация с пассажирскими перевозками в Южно-Сахалинске близка к критической. Об этом говорят предприниматели, согласны с ними городские власти. Чтобы понять, что по этому поводу думает народ, достаточно выйти в вечерний "час пик" на любую остановку - замерзшая толпа, штурмующая маршрутки, ясно все покажет...
В январе этого года Региональная энергетическая комиссия установила цену на автобусные билеты в 8 рублей, вместо прежних 7 и 10 рублей.. Сейчас и перевозчики, и власть уверены - этого мало.
Виктор Базанов, руководитель управления транспорта и связи областного центра, говорит, что повышение цен на проезд - самая ближайшая перспектива:
- О 15 рублях речь не идет, этого все же много. А сейчас даже 10 рублей проблемы затрат не решат. РЭК пока держит в секрете окончательную сумму, но скоро новый тариф будет объявлен.
Озвученные летом цифры о том, что с городских улиц ушли около 300 "маршрутчиков" - неправда, по словам Базанова:
- По нашим записям, в день на маршруты выходят 300-320 автобусов. Потери есть, они составили около 120 машин. Людям просто невыгодно выезжать на маршрут, - они ушли в другую деятельность.
Директор ПАТП-5 Валерий Михалицин говорит, что повышение - единственный способ вернуть автобусы на улицы города:
- Потери нашего предприятия с начала года составили 10% автобусов. Сейчас, чтобы хотя бы как-то развиваться, билет должен стоить не меньше 15 рублей! А то, что машин сейчас в городе нет - прямое следствие убыточности работы. У водителей транспорт просто не готов к зиме: нужны аккумуляторы, масла, спецжидкости, зимняя резина, а как на них заработать! Если сделать работу водителя автобуса прибыльной - вернутся ушедшие.
По словам Михалицина, все разговоры о том, что "маршрутчики деньги лопатой гребут" - вздор:
- Почему те, кто это говорит, сами не идут к нам работать? Почему многие бросают это якобы "лакомый кусок"? Как сказал один мой бригадир - "среди нас не видно ни одного олигарха"...
Обоснования убыточности перевозок при цене в 8 рублей директора ПАТП-5 вполне убедительны. С 2001 года, когда билет стоил 7 рублей, топливо выросло в цене больше, чем на 280%. В то же время цена проезда стала больше всего на 14 процентов. Разрыв - в 20 раз. Корейские "микрушки", по словам Михалицина, выросли в цене с 5 тысяч долларов почти до 8. Причин несколько - подорожали запчасти, морские перевозки, да и россияне вывезли из Кореи почти все автобусы.
Кризис, по словам автоперевозчиков, наступит, как только выпадет побольше снега. Половина автобусов сразу не выйдут на линию...
У власти несколько другое видение решения транспортной проблемы.
- Главное - это рагрузить городские магистрали, Ленина и Мира, - говорит Виктор Базанов, - для этого в бюджет будущего года наконец заложены деньги для завершения строительства трассы от Железнодорожной до объездной на Новотроицкое. Также будут асфальтировать и благоустраивать в 2006 году улицу Горького до Есенина. Еще один путь - увеличение парка муниципального предприятия, во многом за счет покупки больших автобусов. Еще 10 НефАЗов поставят городу в будущем году, несколько больших автобусов купят в Корее. Они б/у, - им по 5 лет, но в хорошем состоянии, и дешевле НефАЗов.
Проблема серьезная, признает Базанов:
- У меня день начинается с того, что люди звонят и возмущаются, что не могут уехать из Лугового, Новоалександровска... Но много проблем решится с поднятием цены. Сейчас 80% водителей - частники. Они вернутся...
Как будут развиваться события - покажет время. Скорее всего, поднятия цен будет недостаточно. Да и "замороженные" Путиным до Нового года топливные тарифы все равно потихоньку ползут вверх, не слушаются президента...
Тем не менее, как заверили меня и чиновники, и предприниматели - забастовок не будет.
По крайней мере - пока.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009