Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Меньше знаешь - дольше живешь?

Тема эта стара. Не как мир, конечно, но все-таки. И относится она, в общем-то, не к экономике, а к чиновничьим играм. Но вспоминать о ней периодически надо. Особенно в нашей стране, где "чиновничьи игры" составляют немалую часть экономического процесса.
Итак, есть такая аксиома - государство, государственная власть должны быть прозрачными. Проще говоря, обыватели и бизнес должны знать - что делает власть и для чего. Если же этого не происходит… Ну, для обывателя, собственно, особых проблем нет, разве что в наличии повод для кухонных пересудов и к этой самой власти недоверия. А вот для бизнеса неопределенность - как нож в сердце. О какой стабильности, долгосрочном планировании развития можно говорить, если завтра власть вдруг выкинет такой фортель, что хоть стой, хоть падай?
Банально? Но, повторюсь, что и в дальнейшем не скажу ничего нового. Документ, о котором пойдет речь, появился на свет в марте 2003 года. И, наверное, о нем уже успели подзабыть. А вот этого делать никак не стоит. И, думается, цитаты из него, дадут ответ на многие возникающие сегодня вопросы….
Итак, в марте 2003 года администрацией области было принято постановление "Об утверждении перечня сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения…", то есть той информации, которую чиновники под страхом наказания не должны выпускать за пределы стен своих учреждений.
Против тайн и секретов никто не спорит. Они были всегда и будут. Поэтому оставим без внимания то, что не вызывает ни каких сомнений - тайны частной жизни, следствия и судопроизводства, военно-мобилизационные и им подобные вопросы. Остановимся непосредственно на экономике.
Так вот, чиновникам запрещено давать гражданам "информацию о социально-экономическом положении и развитии экономических реформ в области до ее официального опубликования". Если этого опубликования нет, то знать о том, что происходит с островной экономикой, вы не должны. Не должны вы знать и "документы прогноза социально-экономического развития области в части планов развития предприятий, осуществляющих деятельность на территории области". То-то о разрабатываемой сейчас Стратегии не слышно ничего внятного.
Наши острова - сырьевой регион, и, чтобы строить предположения о его будущем, надо знать о его ресурсах. Но "сведения о запасах и объемах добычи полезных ископаемых по всей номенклатуре в целом по области", даже не отнесенные к государственной тайне, публичному обнародованию не подлежат.
Сейчас возникает множество вопросов по шельфу. Мол, как получилось, что соглашения заключены именно так (с ущербом для нас), а не иначе. Цитирую: не подлежат огласке сведения "содержащиеся в материалах и документах, связанных с исполнением инвестиционных проектов совместно с зарубежными партнерами; содержащиеся в договорах (соглашениях) с компаниями, действующими на территории области; о результатах текущей деятельности или об итогах проверок организаций с иностранными инвестициями". И далее - "документы, касающиеся вопросов регистрации и деятельности предприятий с иностранными инвестициями; нормативные, расчетные материалы, справки по контролю за ценами на продукцию, завозимую в область по международным соглашениям".
То есть целый огромный блок важнейших вопросов выведен из-под контроля общественности, которой только и остается, что махать после драки кулаками.
Но ладно, это бизнес, где, куда ни кинь - коммерческие тайны. А возьмем бюджет, то есть наши народные деньги, которые мы поручаем чиновникам тратить для нашей с вами пользы. Секреты начинаются уже на стадии разработки - "сведения о прогнозах областного бюджета в период его формирования". То есть, как и на что предполагается общественные деньги тратить - не ваше дело, уважаемые избиратели. И этот посыл подтвержден дальнейшими пунктами. Публичный доступ закрыт к сведениям "включающим плановые и фактические показатели финансовой деятельности администрации области и ее подразделений; раскрывающим условия получения областью зарубежных кредитов". Последнее означает - наберут втайне, а расплачиваться придется всем. Закрыта информация о юридических лицах, финансируемых из областного бюджета, о договорах и соглашениях, заключаемых администрацией области с контрагентами, об участниках конкурсных торгов по закупке продукции за счет регионального фонда госфинподдержки. Областная и федеральная собственность (ее реестры) - служебная тайна. Как и учредительные документы федеральных и областных государственных унитарных предприятий! А ведь даже режим коммерческой тайны согласно соответствующему закону "не может быть установлен… в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры…
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов".
Но и это еще не все. Федеральный закон "О государственной тайне" запрещает относить к государственной тайне факты "нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами". А постановлением администрации области закрываются "сведения о материалах ревизий и проверок, проводимых контрольно-ревизионными и правоохранительными органами". Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" "запрещено относить к информации с ограниченным доступом: документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне". А у нас, как видим, ограничивают, да еще как.
Почему? Ответ, на мой взгляд, прост - чиновничья система приватизировала власть и, частично, собственность (например, бюджет), и избиратели для нее - посторонние лица, которые не должны совать свой нос в чужие дела.
Конечно, в нашей маленькой "деревне" любые сведения все равно, так или иначе, расходятся. Через третьи руки, с эффектом "испорченного телефона", но тем не менее. Но, как мы знаем, законы в России пишутся не для того, чтобы исполняться ровно и регулярно, а для того, чтобы при необходимости ими можно было прибить неугодного. И потому низовые государственные служащие давно уже боятся сказать без высочайшего соизволения лишнее слово. А высшие с этим соизволением никогда не спешат.
Вот и пиши в этих условиях экономические обзоры… раскрывая служебные тайны.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009