Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Чайная ложка для страховой медицины

В октябре этого года правление Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования (СТФОМС) отклонило представленный исполнительной дирекцией этого фонда проект бюджета СТФОМС на 2006 год. В обозримой истории это произошло впервые. По управленческим меркам - событие чрезвычайное.
Внешне проект бюджета выглядел сбалансированным - доходы планировались в размере 1 млрд. 90 млн. рублей. И расходы на ту же сумму.
Доходы фонда складываются из налоговых отчислений и взносов на социальные нужды (713,3 млн. рублей), отчислений от налогов на совокупный доход (32,7 млн. рублей), прочих неналоговых доходов (10,7 млн. рублей), недоимок прошлых лет (600 тыс. рублей) и т.н. безвозмездных поступлений - это федеральная помощь (333,6 млн. рублей).
Тратятся эти деньги на медицинскую помощь гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Страхователем неработающего населения является государственная власть региона (субъекта Российской Федерации). Именно она и перечисляет в фонд ОМС часть т.н. "безвозмездных" (для него - С.П.) поступлений, которые затем поступают непосредственно в лечебно-профилактические учреждения.
По логике объем этих поступлений должен совпадать с объемом потребностей территориальной программы ОМС. Тем более, что последняя не умозрительна и не произвольна, а основана на т.н. "базовой программе обязательного медицинского страхования", утвержденной Постановлением Правительства РФ № 461 от 28.07.2005 года и включает в себя предоставление:
А) амбулаторно-поликлинической помощи;
Б) стационарной помощи, включающей лекарственное обеспечение (но не полностью, а по списку заболеваний);
В) производство мероприятий по диагностике, профилактике заболеваний (прививки, профосмотры, наблюдения).
Численность населения Сахалинской области на 01.01.2005 года составила 532,4 тыс. человек. Из них по данным облкомстата неработающего населения - 264 848 человек. (Это число сложилось из детей до 6 лет - 36 879 человек, школьников - 62 122 человек, студентов-очников - 11 608 человек, безработных - 3 457 человек, неработающих пенсионеров - 96 986 человек, прочих - 53 796 человек). По расчетам российского правительства и ТФОМС каждому (в среднем) потребуется в 2006 году 8,456 посещений поликлиники в год; два койко-дня в стационаре и 0,484 дня в стационарозамещающих учреждениях. Кроме того, каждый житель сделает 0,318 вызовов скорой помощи. Эти цифры близки к показателям 2005 года.
Норматив затрат на одно посещение одной поликлиники правительством на 2006 год определен в 100,5 рубля, в том числе за счет средств обязательного страхования - 75,7 рубля.
Норматив затрат на одного пациента - день в дневном стационаре - 207,7 рубля в день, в т. ч. 197,7 рубля за счет средств ОМС.
Норматив затрат на один койко-день в стационаре за счет средств ОМС в среднем 588,4 рублей, в т.ч. 452,6 рубля за счет средств ОМС.
Самая дорогая - скорая медицинская помощь. Один вызов стоит в среднем 913,3 рубля.
Все эти общероссийские цифры бюджетных услуг следует умножить на 1,981, т.е. на т.н. коэффициент удорожания по Сахалинской области.
Следует отметить, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, рассчитаны без учета расходов на коммунальные услуги, услуги на содержание имущества и расходов на увеличение стоимости основных средств, которые осуществляются за счет бюджета России, региона или муниципалитета (в зависимости от принадлежности медицинского учреждения).
Подушевые нормативы финансирования программы обязательного медицинского страхования в расчете на одного человека в год (без учета расходов, связанных с обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг) должны составить в 2006 году в среднем 3 378 рублей, в том числе 1 613 рублей за счет ОМС и 1 765 рублей за счет средств соответствующих бюджетов (за счет бюджета области лечится туберкулез, СПИД, психические расстройства и т.п.).
В соответствии с экономическим обоснованием территориальной программы обязательного медицинского страхования потребность в финансовых средствах для ее выполнения в 2006 году составляет 2 млрд. 246,1 млн. рублей при расчете по всем статьям расходов или 4218,79 рубля в год на одного жителя. Если считать минимально (по пяти статьям расходов), то потребность составляет 1 млрд. 734,6 млн. рублей или 3258,18 рублей на человека. Для сравнения - полная стоимость выполнения территориальной программы ОМС составляет в текущем, 2005 году 1 млрд. 81 млн. рублей, а фактически утвержденная стоимость - 808,7 млн. рублей.
Несмотря на это исполнительная дирекция территориального фонда ОМС представила на утверждение правления проект бюджета фонда, в котором на одного жителя предполагается в год не 4218,79 рубля (по полной потребности), и не 3258,18 рубля (по минимуму), а всего 1904,58 рубля. Дефицит составляет 52,7% от полной потребности и 38,8% - от минимально-необходимой.
Причинами такого расчетного дефицита явилось письмо начальника главного финансового управления Сахалинской области Н.Новиковой от 14 сентября 2005 года № 05-03-546, которая сообщила, что проектом областного бюджета на 2006 год предусмотрено направить на страхование неработающего населения области всего 140,5 млн. рублей из расчета платежа за одного человека в 37 рублей в месяц (444 рубля в год), исходя из численности неработающего населения в 316 тыс. человек. (Точнее, это число договоров на страхование. Очевидно, что один человек может иметь и несколько страховых полисов).
Таким образом, очевидно, что дефицит финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования связан с недопустимо низким размером бюджетного платежа на одного неработающего человека. При необходимом месячном платеже в 259,9 рубля предполагается перечислять из областного бюджета в бюджет ОМС всего 37 рублей.
Для сравнения: в 2005 году расчетный платеж за одного неработающего составил 119,8 рубля, а фактический, т.е. утвержденный в областной бюджете, всего 34 рубля. Планируемый на следующий год рост в 8,8% (с 34 до 37 рублей) ниже процента ежегодной инфляции, и, по сути, означает реальное снижение объема страховых платежей за неработающее население. Такое впечатление, что наша власть не хочет понять работников здравоохранения, вышедших на всероссийскую акцию протеста 12 октября этого года. Образно говоря, им вместо большой ложки предлагают чайную - дескать, все равно есть нечего.
По поручению правления ТФОМС вместе с коллегой А.Болотниковым 21 октября с.г. я встретился с губернатором области и передал ему письмо членов правления. В нем говорится, что "в целях обеспечения конституционных прав граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи убедительно просим Вас изыскать возможность увеличения страховых взносов на ОМС неработающего населения в областном бюджете на 2006 год с целью обеспечения бездефицитного финансирования территориальных программ ОМС в 2006 году". Губернатор распорядился созвать по этому вопросу совещание заинтересованных сторон. Времени для его работы немного, т.к. уже к 1 ноября 2005 года проекты и областного бюджета, и бюджета СТФОМС должны быть направлены в Сахалинскую областную Думу.
Депутат Сахалинской областной Думы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009