Южно-Сахалинский местный общественный фонд
«Дикая природа Сахалина»

Главная

Такие красивые цены на нефть-2

Один из недавних обзоров автор назвал "Такие красивые цены на нефть". Красивые-то они красивые, но вот для кого? Для федерального бюджета, куда поступают основные отчисления от нефтедобычи в качестве налогов и таможенных пошлин - безусловно. Но страна живет не одним только федеральным бюджетом. И для остальной страны постоянно растущие цены на нефть, и, как следствие, нефтепродукты, отнюдь не являются чем-то совершенно замечательным.
Впрочем, никаких особых изысканий в этом плане делать не буду, лишь сведу воедино информацию из разных источников.
Итак, цены на ГСМ растут, в чем, пожалуй, никого убеждать не надо. В целом по стране "только в начале сентября, буквально за несколько дней, цены на бензин возросли на 3-4%, сейчас цены на ГСМ по состоянию с начала года увеличились уже в полтора раза, тогда как повышение было запланировано на уровне инфляции - около 10%".
Господин Греф, министр экономического развития и торговли, на состоявшемся на днях заседании Госдумы заявил, что в октябре подорожание топлива будет совершенно незначительным. Правда, чуть ранее в интервью ИТАР-ТАСС он оговорился: "если не будет резкого подъема цен на внешних рынках". А вот от этого как раз никто не застрахован. Например, как считает глава комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев: "цена нефти на мировых рынках может достичь $100-120 за баррель. По мнению экономиста, это может произойти в случае неблагоприятного развития ситуации вокруг ядерной программы Ирана". А помимо Ирана есть и множество других привходящих факторов, например еще одна "Катрина", которая уже надолго остановит нефтедобычу в Мексиканском заливе и т.д.
А ведь уже и нынешний уровень цен вызывает тревогу. "При нынешних ценах на бензин, мазут субъекты Дальневосточного федерального округа не смогут завезти необходимое количество топлива для прохождения зимнего отопительного сезона. Об этом заявил журналистам полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский. По словам полпреда, он обсудил эти вопросы с губернаторами Дальнего Востока, членами Правительства РФ. "Я подписал шифровку на имя Владимира Владимировича Путина о том, что при таких ценах на мазут мы не сможем приобрести необходимый объем топлива для обеспечения теплового режима", - сказал К.Пуликовский".
И действительно, "как сообщил РИА "Новости" зампред бюджетного комитета Госдумы Игорь Игошин цена на топливный мазут сейчас составляет 7200 рублей за тонну. При этом ранее планировалось, что "в самые тяжелые времена цена на топливный мазут не будет превышать 6 тысяч рублей, а муниципальные образования исходили из стоимости 5 тысяч рублей за тонну". Но это в целом по стране. А на Дальнем Востоке топливный мазут переваливает за 8000 рублей за тонну, и это при извечной нищете муниципалитетов.
Конечно, рост цен на топливо из-за подорожания нефти - общемировая тенденция. "Власти европейских стран пытаются совладать с ростом цен на топливо. Так, во вторник министр финансов Великобритании Гордон Браун заявил, что правительства стран Европы обратятся к членам ОПЕК с призывом увеличить добычу, чтобы стабилизировать ситуацию на мировом нефтяном рынке. Между тем, во Франции власти собираются объявить о пакете финансовой помощи фермерам, которые в понедельник вместе с водителями грузовиков провели на севере страны акцию протеста, двигаясь по дорогам с черепашьей скоростью. Польские власти объявили о намерении снизить акциз на топливо с 15 сентября до конца года, Венгрия готова снизить НДС на топливо, Бельгия планирует частично компенсировать налог на добавочную стоимость при покупке мазута".
То есть власти большинства европейских стран начали предпринимать определенные меры по помощи своим потребителям. А что у нас? "Разрабатываемые правительством меры позволят полностью контролировать цены на бензин в России. Об этом в прямом эфире телепрограммы "Вести плюс" сообщил глава Минэкономразвития России Герман Греф. По его словам, "если бы правительство было бы бессильно, то бензин в России сейчас бы стоил не 18 рублей за литр, а 30 рублей". Но в слова Грефа о могуществе нашего правительства верится с трудом. И рядовым гражданам, и депутатам. "Госдума в среду, 14 сентября на пленарном заседании рассмотрит вопрос об образовании рабочей группы по контролю за ценами на горюче-смазочные материалы" (уже рассмотрела. - С.М .). Депутаты недоумевают - отчего растут цены, ведь для этого "нет никаких объективных причин".
Казалось бы, молодцы думцы, однако который раз задаешься вопросом - ну где мы взяли таких наивных депутатов?
"Акционеры ОАО "Сибнефть" на годовом собрании 12 сентября 2005 года одобрили выплату дивидендов по итогам 2004 года в размере 65,951 млрд рублей ($2,3 млрд) из расчета 13,91 рублей на одну акцию. Об этом сообщил пресс-секретарь "Сибнефти" Алексей Фирсов. Это рекордная сумма для "Сибнефти", которая всегда была щедра к своим акционерам, основным из которых считается губернатор Чукотки Роман Абрамович. По итогам 2003 года акционеры "Сибнефти" получили в виде дивидендов $1,236 млрд. Дивиденды за 2002 год составили $1,09 млрд".
По итогам 2005 года дивиденды, наверняка будут еще рекорднее. И господин Абрамович, уже владеющий двумя яхтами из первого десятка самых дорогих и роскошных в мире, купит себе и третью. А российские автовладельцы это оплатят из своего кармана. И российская экономика тоже.
Экономисты, конечно, будут утверждать, что высокие цены на нефть привлекут в страну, в разработку ее нефтяных месторождений новые иностранные инвестиции. Но "надежды на то, что прямые инвестиции из-за рубежа станут ключевым стимулом к развитию африканских стран, не оправдываются, заявила Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). Иностранные инвесторы вложили миллиарды долларов в нефтяную и добывающую промышленности Африки. Однако лишь крошечная часть этих средств идет на улучшение качества жизни беднейших африканцев, уверяют в UNCTAD".
Вам это ничего не напоминает?
А ведь все закономерно. Да, литр бензина в Великобритании кое-где достиг 50 рублей. Это не наши 19,5 - 20 рублей. Но ведь и уровень доходов абсолютно несравним. Когда при среднедушевом ежемесячном доходе в 400 долларов мы подгоняем внутренние цены под мировые - а это касается не только ГСМ, но и жилищного строительства, например, - то неизбежно сворачиваем внутренний спрос, без которого не могут существовать перерабатывающие отрасли экономики (Условно говоря: больше тратим на бензин - меньше на молоко). Остается только нефть, а она, как известно, обогащает не такую уж и большую часть населения.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009